slovo13 Словохотов Андрей (slovo13) wrote,
slovo13 Словохотов Андрей
slovo13

Categories:

«Груз-200» как антисоветский и античеловеческий памфлет.

Оригинал взят у igorkurl в Клиническая балабановщина. «Груз-200» как антисоветский и античеловеческий памфлет.

(предупреждение: мнение автора Журнала может не совпадать с мнением читателей))))

Груз-200 – самый «одиозный» фильм Балабанова, самый отвратительный и самый страшный. «Этого никогда не должны были снимать!» - такое приходится слышать, в том числе от людей, совсем неплохо разбирающихся в искусстве. Я соглашусь с ним: «Да, никто и никогда!» И добавлю: «кроме Балабанова».

Кто был самый большой «антисоветчик» в российском кино? «Груз-200» дает четкий ответ: Балабанов.

Балабанов ненавидел советский строй. Ненавидел с такой яростью, как никто из режиссеров нашего кино. Ненавидел мстительно. И эту свою ненависть он выразил в этом фильме, - с той же яростью, на какую и был способен этот великий художник. Во взятом после выхода фильма интервью с Леонидом Парфеновым Балабанов так высказался о Советском Союзе: «беспросветная жуть это и мерзость это была, а никакой не великий и могучий». И еще: «те времена — даже страшнее, чем сегодня. Сегодня хоть есть богатые и бедные. А тогда была жуть всеобщей нищеты и повальная ложь издыхающего коммунизма — поверх всего эта официальная идеология. Сегодня-то царит цинизм, который в чем-то честнее, в нем какая-то своя правда есть. А тогда был уж полный беспредел». http://www.gruz200.ru/press/parfenov/

Конечно, историки могут поспорить с этим ощущением художника. Но Балабанов тонко чувствовал гнилость и мерзость, скрываемую за лживыми речами и парадными рапортами, за фасадом бесконечной официальной лжи об успехах и построении самого справедливого в мире общества, эту распространившуюся везде коросту цинизма и отчуждения. «Груз-200» - мир гниения и распада. Точно таким же миром гниения и распада был для Балабанова поздний, застойный СССР. И утрированно-некрофилический «Груз» в 2007 г. - запоздалое на 20 лет сведение с этим миром счетов. Но сведение в основе своей – честное и справедливое.

Год событий, которые разворачиваются в фильме, - 1984-й, - выбран гениально. Это год утопии Оруэлла, но в данном контексте уже по-советски. Год безысходности и беспросветного Черненко. Год бессмысленного афганского истребления наших ребят по преступной воле старцев-вождей («Только в наше захолустье за это время 26 гробов пришло, Артем, 26! Груз-200 называется. А по всей стране что делается?»). Год, когда гнило всё с головы и когда, казалось бы, не было надежды на перемены к лучшему.

Некоторые хулители (и ленты, и режиссера) обвиняли его в «клевете на СССР». Дескать, Балабанов взял нравы постсоветского социального распада 90-х и искусственно «пересадил» их в позднюю Советию. Не соглашусь, - эти авторы судят по своим интеллигентским кухням и столичным тусовкам тех времен. А жуткие медвежьи позднесоветские углы в провинции начала 1980-х, с их дикостью, местными «князьками» и беспределом, им, вероятно, не ведомы. Но ведь такие и фигурируют в фильме. Да, режиссер сгустил краски. Это не реалистический фильм, а памфлет, с условным безумным сюжетом. С невероятными для того времени некоторыми ситуациями. Но кино - с глубокой художественной правдой распада общества и человека.

«Груз – 200» - это также и античеловеческий памфлет. Но автор тоже имел на него право. Балабанов не был мизантропом, каким изобразил его в своих неуместных «поминальных» стишонках Дмитрий Быков. Балабанов любил людей, но любил по-своему, любил через ненависть. Он ненавидел их падшесть, истребление в них духовного и человеческого, и говорил об этом языком своего острого и злого кино, говорил и о расчеловечивании, показывая (как и иные русские классики) те бездны, в которые может упасть человек. Он однажды назвал своих героев «уроды-люди» и, думаю, искренне хотел, чтобы люди уродами не были.

«Груз-200» - кино не для всех и совсем не для всех.

И нравится мне этот фильм только отчасти.

В фильме много сарказма, черного юмора, в нем замечательные образы (чего только стоят Лесничий Серебрякова и вьетнамец Скрябина, научный атеист, Маньяк и его ведьма-мама, секретарь обкома партии – типичная мелкая гнида), есть и великолепные диалоги.

Из фильма (Лесничий и профессор научного атеизма)

«- Есть Бог.

- Нет.

- А что же тогда есть?

- Есть движущаяся материя…

- А душа, душа есть?

- Нет, души тоже нет.

- Значит, Бога нет, души нет, а есть сознание и материя. Тогда откуда все взялось? Сознание, например.

- Пустой разговор это. Существует теория Дарвина, ее в школе проходят...

- Пришел, не обижай хозяев. Мы к тебе со всей душой. Хоть у тебя ее нет».

«-Вот ты коммунист.

  - Да, я член КПСС.

- Чем ты хвастаешь? Вы своей партией, своим Лениным хотите Бога заменить. Вот вам всем!

…………………

- Бога нет, значит все позволено. Вам миллионами можно убивать. А я по малолетке одного пацана убил в драке… Мне десятку строгача. Бог мне не дал промолчать, не сознаться (чтобы не подумали на других). А вы Бога хотите отменить и науку для этого придумали.

- А моральные нормы регулируются экономическими отношениями… Все возникло из табу. А 10 заповедей, которые записаны в Ветхом Завете, возникли задолго до появления этой книги.

- Правильно. Бог нам дал эти заповеди. Их только позже записали.

………

- А у тебя не классовое сознание? Херню всякую несешь, души детские развращаешь, чтобы колбасу эту жрать».

(Мама Маньяка – привязанной жертве):

« - Лежишь? Журик мой с работы приехал. Он у меня работает много. У его работа очень трудная. Сейчас он покушает и к тебе зайдет».

Гениально.    


Tags: Гражданская война продолжается, Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments